18.03.2024
Профессор Роберто Зуб Курилович, специально для еженедельника «Ультима Ора», Парагвай. Отзыв на книгу Надежды Емельяновой «Иван Беляев: Русский генерал - лидер Мака»
Взгляд на личность выдающегося русского иммигранта, сыгравшего важную роль во время Чакской войны и выступавшего на благо индейцев мака, — работа, представленная на Международной книжной ярмарке гуарани в Парагвайском Чако.
Книга «Иван Тимофеевич Беляев», повествующая о жизни русского генерала и предводителя мака, представляет собой подробный портрет исключительного человека и интригующую главу в истории России и Парагвая. Перевод на испанский язык выполнил Исмаэль Ортола, парагваец, проживавший в Советском Союзе и свободно владеющий обоими языками.
Презентация книги состоялась 22 апреля 2019 года в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге, ее автором является Надежда Емельянова, сотрудник Президентской академии России.
В мероприятии приняли участие интеллектуалы, писатели, кинематографисты, семья Беляевых и посол Парагвая в Российской Федерации Рамон Диас Перейра. Мне также выпала честь присутствовать на мероприятии от имени парагвайских писателей.
Эта работа проливает свет на многие аспекты наследия потомка кавказских князей, прожившего первые 45 лет своей жизни в царской России, служившего в ее армии и участвовавшего в многочисленных сражениях на Кавказе. Однако большевистская революция 1917 года выслала его из страны, что коренным образом изменило его жизнь.
После путешествий по большей части Восточной Европы и бывшей Османской империи бывший генерал Российской Императорской Армии в 1924 году прибыл в Парагвай — страну, о которой он читал в юности из-за ее войн. Его приветствовал тогдашний президент Элихио Айяла, который пригласил его остаться и внести свой вклад в иммиграцию своих товарищей по оружию в преддверии надвигающейся войны между Парагваем и Боливией. По прибытии в Парагвай он был принят в состав тогдашнего Министерства войны и флота. Он немедленно возглавил экспедиции с коренными жителями Чако, собирая важную для обороны информацию и находя стратегически важные места для строительства фортов и казарм.
Он проявил себя как географ, антрополог, лингвист, поэт, артиллерист, картограф и исследователь в этом негостеприимном регионе Чако.
Чакская война была отмечена борьбой за доступ к воде как основополагающему элементу. Ивану Тимофеевичу Беляеву приписывают определение географического положения лагуны Бокерон и открытие лагуны Питиантута, богатого источника пресной воды в Чако, а также определение нескольких стратегических точек для строительства фортов. В 1932 году, когда боливийская армия начала военные действия, Беляев выступил в качестве лидера этой войны.
После трех лет конфликта он решил с глубокой привязанностью посвятить себя коренному народу мака, и эту преданность он сохранил до конца своих дней. Он основал Ассоциацию коренных народов Парагвая и благодаря своим заслугам добился наивысшего признания, возможного для человека: его стали считать посредником между Богом и народом мака.
В 1942 году, в разгар войны в Европе, славянские баптистские церкви приняли решение «направлять пожертвования для наших вдов, сирот и раненых через Советский Красный Крест», несмотря на некоторые опасения относительно возможных преследований со стороны парагвайского правительства, посеянные г-ном Бутлеровым. Пастор Андрес Прокопчук, занимавший пост президента Христианского союза в Парагвае, обратился к генералу Беляеву за советом по этому вопросу. Кроме того, еще одним свидетельством его высокой репутации является тот факт, что в 1933 году собрание славянских баптистских церквей направило ему телеграмму с благодарностью и приветствием (протокол от 12.10.133).
Я посвятил себя переводу и последующей публикации этой книги, потому что Беляев был другом, защитником и союзником славянских иммигрантов в колониях Итапуа. Он оказал поддержку в процессе их интеграции, о чем свидетельствует случай украинских иммигрантов из колонии Уру-Сапукай в 1934 году. В том же году он основал «Sociedad Pro Agricultor Ruso» (Общество русских фермеров) с целью защиты интересов поселенцев (Diario El Orden, Асунсьон, 12.04.1934).
В марте 1955 года поселенцы организовали вечер во Фраме, мероприятие, которое режим Стресснера интерпретировал как коммунистический акт. С тех пор наступили темные дни, отмеченные жестокими репрессиями, которые оставили глубокие раны в колониях.
Во время волны преследований и военных поисков в городе Апереа, ныне известном как Фрам, 104 поселенца были арестованы и доставлены в тюрьму Энкарнасьон, в то время как другие были подвергнуты пыткам в Асунсьоне (Diario Patria, Асунсьон, 26.03.1955). Одним из заключенных, доставленных в Асунсьон, был Вальдимир Кучер, жена которого Ольга утверждает, что «благодаря вмешательству Беляева в дела Стресснера ее муж был освобожден, но по возвращении домой он не поправился и умер в возрасте 42 лет» (Роберто Зуб, Нападение на Фрам, Асунсьон, El Lector, стр. 132). Как можно видеть, в чрезвычайно трудных обстоятельствах Беляев проявил мужество, вмешавшись и выступая в защиту поселенцев.
Белорусский иммигрант Эмилиано Курилович прибыл в Асунсьон 26 января 1935 года, и в ту же ночь его посетил генерал Беляев, беседа с которым продолжалась до одиннадцати вечера, о чем он рассказывает в своем путевом дневнике (Роберто Зуб, Эмилиано, Асунсьон, Servilibro, 2014, стр. 89). В период с 1950 по 1956 год Эмилиано отвечал за пастырское попечение о русской общине в Асунсьоне и в этот период записал многочисленные встречи и дружеские беседы с Беляевым.
С другой стороны, для украинского поселенца Платона Зуба «Беляев не выглядел военным; Его доброта в обращении с людьми и манера речи больше напоминали манеру священника (священика). Неудивительно, что парагвайский консул в Париже Хуан Лапьер сказал в 1935 году: «…когда думаешь о нем, задаешься вопросом: русский ли он с парагвайской душой или парагваец с русским сердцем? Хорошо известно, что генерал Беляев был великой и святой личностью, необыкновенным человеком для нас… человеком добродетели благодаря своим жертвам и трудам». Хотя он проживал в основном в Асунсьоне, где и занимался своей основной деятельностью, у Беляева также был дом на улице Вильяррика в Энкарнасьоне, куда он часто приезжал, чтобы сопровождать иммигрантов.
В заключение я хотел бы привести цитату Николая Корсакова, еще одного бывшего генерала русской армии, проживавшего в Асунсьоне. Наблюдая, как гроб Беляева отправляется к месту его последнего упокоения рядом с индейцами племени мака, он произнес следующие слова: «Другие, или все мы, будем забыты, но он — никогда». Он на пути к бессмертию».
Благодаря этой книге бессмертие Беляева распространилось и на Россию.
© Роберто-Зуб Курилович, Энкарнасьон, октябрь 2024 г.