Род генералов и пастырей: Беляевы. Исторический очерк к юбилею Ивана Тимофеевича Беляева. Ч. 1

10.05.2025

Род генералов и пастырей: Беляевы. Исторический очерк к юбилею Ивана Тимофеевича Беляева. Ч. 1

Дорогие читатели! Мы отметили вчера День Великой Победы 1945 года, но чествование русского военного искусства продолжается. Большинство предков протоиерея Николая Беляева посвятили свою жизнь защите Отечества. Предлагаем вашему вниманию исторический очерк о династии Беляевых, созданный к 150-летию со дня рождения генерала Ивана Беляева, двоюродного деда духовного руководителя Иоанновской общины.

От автора

Предлагаемый вниманию читателя очерк появился на свет как попытка создать своего рода венок эскизов, посвященных приходящемуся на 1 мая 2025 года 150-летию генерала Ивана Тимофеевича Беляева.

По замыслу (насколько удачно его исполнение – судить читателю) этот составной очерк сплетен из звеньев, бегло предлагающих любителям чтения, заинтересованным в расширении своего знакомства с историческим наследием нашей Отчизны, дополнительные контуры фигур, внесших несомненно явственный вклад в умножение такого наследия.

Предложенный материал создан авторами, на ключевое достоинство которых в историко-краеведческих поисках, скорее всего, может претендовать лишь их самое искреннее сопереживание и самая живая приверженность жизненным идеалам и ценностям героев этих эскизов, но никак не какой-либо ощутимый багаж профессиональных компетенций в историографии в целом, равно как и в новейшей истории Российской империи и в новейшей истории Латинской Америки.

Примите этот состоящий из отдельных эскизов очерк главным образом как наше объяснение в любви ко всем нашим предкам, составившим прочные звенья подлинного достояния Отечества – рода Беляевых.

Этот материал современные представители славного рода Беляевых посвящают светлой памяти всех ныне ушедших от нас членов рода Беляевых и славной дате 150-летия генерала Ивана Тимофеевича Беляева, героя Российской империи и героя Республики Парагвай, христианина, миссионера, гуманиста, исследователя, литератора и выдающегося общественного деятеля, просиявшего в России и в далекой Латинской Америке подвижника.

На главном фото: протоиерей Николай Беляев в библиотеке Артиллерийского музея изучает труды своего прадеда, генерала от артиллерии Тимофея Михайловича Беляева.

Гибель империи

Чуть менее 120 лет до наших дней, 12 декабря (ст. ст.) 1905 года, в Кронштадте праздновали 50-летие со дня иерейской хиротонии отца Иоанна Кронштадтского.

Это был тяжелый год для Российской империи, которая всего за пару месяцев до этого, 23 августа (ст. ст.) 1905 года, подписала Портсмутский мирный договор по итогам поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Согласно этому весьма нелестному и исполненному утрат для России соглашению, достигнутому при явственно прояпонском посредничестве президента США Теодора Рузвельта и посла Великобритании в США Генри Дюранда [1], императорский дом Романовых шел на территориальные уступки японцам – в частности, Россия была вынуждена согласиться на передачу Японии южной половины острова Сахалин и на денонсирование Русско-китайской конвенции от 1898 г., дававшей России права аренды Ляодунского полуострова (и Порт-Артура в том числе). Русские офицеры, матросы и солдаты, как уже повелось в нашей истории, героически сражались с превосходящими силами вероломно напавшего противника, но, проявив чудеса стойкости, вынуждены были уступить в кровопролитном военном столкновении.

Сегодня многие историки убеждены, что исход войны был геополитически предрешен – за агрессивными посягательствами милитаризовавшейся императорской Японии просматривались алчные эгоистические интересы США и Великобритании (также Франции и Германии, хотя эти игроки были менее удачливыми). Помимо этого, проблемы с логистикой, производные от очевидной крайней удаленности тихоокеанского театра военных действий от промышленного и демографического ядра России, не позволили основной боевой надежде России – Второй тихоокеанской эскадре контр-адмирала Рожественского – своевременно прийти на помощь осажденному Порт-Артуру [2]. И вот в течение всего лишь двух дней, 14 и 15 мая (ст. ст.) 1905 года, произошла трагедия – Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение от оснащенного новейшими боевыми судами японского флота в Цусимском сражении, которое фактически предрешило поражение России в незадавшейся русско-японской войне.

Защитникам Родины

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
А. А. Блок, 1905 г.

Вспоминая эти строки блистательного поэта Серебряного века Александра Блока, невольно представляешь почти воочию трагически утраченный нами Андреевский собор, в котором на протяжении 53 лет служил святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. И в соборе – Божественную литургию и молебное пение о победе русского оружия, они служились на протяжении без малого девяти долгих и томительных месяцев ожидания завершения перехода эскадры. И вот мы все ближе и ближе подходим к концу 1905 года, который обозначен в первых строках этого очерка.

Нельзя не отметить, что Вторая тихоокеанская эскадра была сформирована из кораблей Балтийского флота, и основными своими силами отправлялась в свой драматический первый и последний путь из гавани Кронштадта. В числе высших военных чинов Кронштадта ее по рангу провожал комендант Кронштадтской крепости. А командовал Кронштадтской крепостью на тот момент не кто иной, как генерал-лейтенант Тимофей Михайлович Беляев [3].

Война завершилась, итоги ее – зафиксированы на бумаге, но тлетворное воздействие на массы унизительного для российского оружия поражения не прекращалось, а лишь распространялось вширь и вглубь: Российская империя неодолимо погружалась в пучину Первой русской революции, которая, в свою очередь, вызвала к жизни множество внутренних и внешнеполитических причин, ведущих к гибели Российской Империи. Погружение в эти причины мы оставим за рамками этого текста: нас все-таки прежде всего интересует несколько иное. Тимофей Михайлович Беляев В газете «Кронштадтский вестник» №145 от 16 декабря 1905 года мы находим поздравление протоиерею Иоанну Кронштадтскому от коменданта Кронштадтской крепости Тимофея Михайловича Беляева, сказанное им за праздничной трапезой:

Высокоуважаемый, многолюбимый отец Иоанн Ильич Сергиев!

В тяжелую годину смятения и душевной муки, которую мы испытываем в настоящее время, как наказание, ниспосланное нам Высшей Правдою, величайшим утешением для чад Церкви является уверенность, что есть молитвенники – Христовы воины, мужественно и твердо возвышающие свой голос в защиту света, любви и правды и неустанно направляющие сердца к покаянию и молитве.

Мы, представители Кронштадтской крепости, в знаменательный для вас день просим принять от нас уверение в нашем величайшем уважении, любви, преданности и благодарности за то добро, которое так обильно течет в души и сердца чинов крепостного гарнизона, способствуя их духовно-нравственному подъему и назиданию.

Молим Милосердного Создателя о даровании вам и впредь на долгие годы Господнего благословения на безпрепятственное продолжение вашего духовного подвига на счастье и благополучие ваших духовных чад.

Господь наградил отца Иоанна многими дарами Святого Духа, среди которых были дары мудрости, исцеления, чудотворения, пророчества (многим знакомы пророческие речи Кронштадтского пастыря), но наивысшим даром, конечно, был дар любви. Любовь ко Господу и ближнему в сердце отца Иоанна была столь велика, что сделала его самого, должно быть, самым любимым и почитаемым в те годы батюшкой, который по праву был назван Всероссийским пастырем.

Хочется напомнить, что же это было за время. К тому моменту миновало уже почти 200 лет, как Русская Православная Церковь лишилась патриаршества – неблаговидно лишенная патриаршества указом Петра I от 1721 года о принятии «Духовного регламента». Церковью управлял Священный Синод, фактически – возглавляемое светским чиновником министерство. Во многом и это стало звеном предпосылок, приведших к падению империи. Следуя словам святого апостола Иакова, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20), отец Иоанн открывал дома трудолюбия, монастыри и храмы по всей Российской империи. И именно отец Иоанн Кронштадтский был, пожалуй, призванным самим Господом священнослужителем, сдерживающим народные массы от богоотступничества, которое так рьяно стало проявляться после падения самодержавия и последовавшего половодья Гражданской войны.


Автор: Дмитрий Беляев, историк, потомок рода Беляевых, община «Информсайт». Под редакцией проф. Андрея Загорского, д.э.н., община «Наставник». Фото из семейного архива Беляевых.

Продолжение следует.

  • [1] Также известного в истории как Мортимер Дюранд, поскольку его отец так же имел первое имя Генри.
  • [2] Эскадра покинула российские воды 2 октября 1904 г. и лишь в ночь с 13 на 14 мая 1905 г. приблизилась к первой линии японского флота (на беду - в крайне изнуренном и ослабленном длительнейшим плаванием боевом состоянии), хотя изначально планировалось, что приход эскадры на Дальний Восток был бы возможен к концу января 1905 г.
  • [3] Генерал-лейтенант Т. М. Беляев (с 1911 г. – генерал от артиллерии) служил комендантом Кронштадтской крепости с 1903 по 1906 гг.
← Все статьи